Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника

Волшебная страна чувств Перед ребенком или детьми психолог раскладывает восемь карандашей красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный и бланк методики рис. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган.

страхи в домиках.

панический страх бывает приступообразный, ситуационный, непрерывный. Просто так приступы никогда не возникают, их провоцирует длительное нахождение в угнетенном состоянии, невроз, депрессия , уныние. Опасность данного состояния выражается в том, что заранее предугадать приступ невозможно. Приближение данного беспокойства, можно, прочувствовать по неприятным физическим и эмоциональным ощущениям. Физиологически можно ощутить резкую боль в груди, животе, повышенное сердцебиение, озноб, онемение частей тела, судороги, одышку, тошноту, сильное головокружение, дискомфорт в области сердца.

Приступ панического страха у большинства людей отмечается ощущением нереальности происходящего.

Наличие страхов у ребенка длительное время служит признаком его А.И. Захарова и М.А. Панфиловой. Анализируя результаты (рис.

В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения бандитов , заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. После, составляется список страхов каждого ребенка. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

«Теста тревожности» (р.Теммл, м.Дорки, в.Амен) на констатирующем этапе исследования

Панфиловой Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе.

В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

Для исследования страхов дошкольников были использованы три методики. А.И. Захаров и М.А. Панфилова «страхи в домиках», М.З. Дукаревич.

Самостоятельная диагностика Методика выявления детских страхов"страхи в домиках" Авторы методики: Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием. Взрослый рисует контурно два дома на одном или на двух листах: И потом предлагает расселить в домики страхи из списка взрослые называет по очереди страхи.

Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, то есть признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа"да" -"нет" или"боюсь" -"не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа"не боюсь темноты", а не"нет" или"да".

Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Захаров А.И., Панфилова М. Методика выявления детских страхов страхи в домиках

После 1 года — страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины. Младший дошкольный возраст — страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: Старший дошкольный возраст — страх смерти, страх смерти родителей.

ДЕТСКИЕ страхи И ИХ ПРИЧИНЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры.

Но существует группа людей, для которых возможность заболеть становится навязчивой идеей, которая не дает им покоя, к тому же, мешает нормально жить окружающим. Есть индивидуумы, постоянно думающие о том, как им не заболеть чесоткой, не получить инфаркт, и прочее. Особое беспокойство причиняют себе и близким люди, страдающие таким страхом, как сифилофобия. В этом случае человека преследует боязнь быть инфицированным сифилисом.

Такие больные представляют для венерологов настоящее бедствие. Они постоянно приходят на прием к врачу, гонимые страхом заражения, и постоянно балансируют на грани подозрения возможности инфицирования, и убежденности в наличии заболевания. Ученые доказали, что имеет довольно значительное число лиц, которые никогда не болели сифилисом, но считают себя носителем болезни.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТСКИХ страхов А.И. ЗАХАРОВА И М.ПАНФИЛОВОЙ «страхи В ДОМИКАХ»

Общее количество страхов у старших дошкольников с ЗПР и с хроническими соматическими заболеваниями значительно превышает возрастные нормы среднее число равно 19 страхам, при норме по Захарову — страхов. трахи имеют особенность включения как инфантильных тем, то есть тех, которые по возрасту соответствуют младшему возрасту, так и возрастных. Тревога и страхи у детей с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями более устойчивые и интенсивные, чем у детей без патологий.

Исследуя тревогу и страх у старших дошкольников ( лет) с различной . Тест «страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой, ) [12].

В красный и черный дома надо расселить 29 страхов. В каком доме будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом. Развитие школьно-значимых психологических функций. Можно идти в школу! А что мы положим в портфель? В школе очень много интересных уроков и весёлых перемен… Всё приготовили для школы?

страхи в домиках - Психолог в СПб

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т.

Читать онлайн «Страх, гнев, печаль и радость», Юлия Панфилова на Bookmate — Мало кто знает, что в основе всех наших переживаний лежат всего 4.

В связи с тем, что автором этой методики уровни по количеству страхов выделены не были, нам пришлось адаптировать данную методику. Мы выделили 3 уровня, ориентируясь на данные возрастной нормы, приведенные в работах А. Стимульным материалом при проведении данной методики служили 3 вида эмоций в пиктограммах эмоция радости, эмоция страха, эмоция ужаса.

Экспериментатор показывал пиктограммы и пояснял, здесь нарисованы все девочки если испытуемый девочка , мальчики если испытуемый мальчик. Указывая на пиктограмму радости, пояснял — здесь девочки мальчики , которые не боятся. Указывая на пиктограмму страха — здесь девочки мальчики , которые чуть-чуть боятся. А на последней картинке — девочки мальчики , которые очень сильно боятся. Тест показывает, действительно ли тот или иной стимул вызывает у ребенка эмоцию страха, или же это реакция опасения, внушенная родителями, проявляющаяся как тревожность.

Захаров в своих работах вывел среднее количество страхов у детей определенного возраста.

Захарова А.И. , модификация Панфиловой М.А. Тест «страхи в домиках».

Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается в большинстве случаев оно длится не более 35 минут. При выполнении задания следует отмечать в протоколе: После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем.

Для практического исследования страхов дошкольников чаще всего используются три методики: А.И. Захаров и М.А. Панфилова.

Нарисовать дом, подчёркивая его привлекательность. Около дома записывается имя ребёнка. Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было, где жить. Если чёрный дом не заселяется, ребёнка к этому мягко побудить: Если кто-то из реального окружения ребёнка останется не упомянутым, то о нём нейтральным тоном спрашивается: Диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка. В теоретическом обосновании авторы теста исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга.

Как выглядит новое колесо обозрения в парке им.Панфилова с высоты птичьего полета